Воспитанник с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Одной из форм взаимодействия специалистов МДОУ «Ряжский детский сад №10» в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении является психолого-медико-педагогический консилиум (далее по тексту- ПМПк), созданный на базе учреждения.
Задачи ПМПк:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- разработка индивидуальных рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
- организация взаимодействия между педагогическими коллективами школ, дошкольных образовательных учреждений и родителями;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов, родителей, детей;
- консультирование родителей (законных представителей), педагогических,
- медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка.
Порядок создания и организация деятельности ПМПк МДОУ «Ряжский детский сад №10» изложены в:
Карта (папка) развития воспитанника с индивидуальными заключениями специалистов ПМПк и коллегиальными заключениями консилиума формируется в соответствии с документами, представленными
в приложениях №№ 3-9 к Положению о психолого - медико-педагогическом консилиуме муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ряжский детский сад №10».
Статус ОВЗ присваивается ПМПК – областной психолого-медико-педагогической комиссией на основе комплексной диагностики. Помимо присвоения статуса, ПМПК разрабатывает подробные рекомендации по обучению и развитию каждого конкретного ребенка.
Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии детьми, нуждающимися в обследовании с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения, воспитания необходимо подготовить:
По результатам обследования специалистами областной ПМПК родителю (законному представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.
Предоставление заключения ПМПК в МДОУ является добровольным решением родителя.
Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности, и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).
Ребенок с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Содействие успешной адаптации детей с ОВЗ, создание для этого соответствующих условий являются предметом заботы и практической деятельности всего коллектива МДОУ «Ряжский детский сад №10».
Для детей с ОВЗ в МДОУ «Ряжский детский сад №10» организованы группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с задержкой психического развития, которые решают задачи по коррекции нарушений физического и /или психического состояния детей.
Группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ - целостная система, обеспечивающая оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовки обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Основными задачами групп компенсирующей направленности является:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей с ОВЗ;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств воспитанников;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- осуществление необходимой коррекции в развитии детей;
- создание современной развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей равные возможности для полноценного развития детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей, коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ, дети - инвалиды принимаются в группы компенсирующей направленности Учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.
Коррекционную работу с детьми групп компенсирующей направленности проводит:
музыкальный руководитель, воспитатели групп, прошедшие подготовку на курсах повышения квалификации по программам:
- «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС (инклюзивное образование)»;
- «Организация коррекционной работы в логопедических группах ДОО»;
- «Специальная педагогика. Логопедия.»
Группы компенсирующей направленности формируются по возрастному принципу и принципу сходных проблем в развитии.
Порядок направления, приема и организации деятельности групп компенсирующей направленности изложены в:
- Положении о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ряжский детский сад №10»;
- Положении о логопедической группе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ряжский детский сад №10».
В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования:
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Организация образовательного процесса в группах компенсирующей направленности регламентируется:
- учебным планом,
- сеткой занятий организованной образовательной деятельности,
- режимом дня.
Основными формами организации коррекционной работы являются: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная коррекционно - развивающая деятельность.
Организация образовательного процесса в группах компенсирующей направленности предполагает соблюдение следующих позиций:
- регламент проведения и содержания занятий с детьми с ОВЗ специалистами Учреждения (учителем - логопедом, учителем - дефектологом, музыкальным руководителем, и воспитателями);
- регламент и содержание работы консилиума.
Выпуск детей из групп компенсирующей направленности осуществляется ПМПк Учреждения после окончания срока коррекционного обучения.
В целях оказания коррекционной помощи воспитанникам МДОУ «Ряжский детский сад №10», имеющих нарушения в развитии устной речи, в освоении ими основной общеобразовательной программы дошкольного образования на базе Учреждения организован логопедический пункт.
Основные задачи логопедического пункта:
- выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;
- осуществления необходимой коррекции нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
- предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
- реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специальной помощи в развитии речи;
- осуществление пропаганды логопедических знаний среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (законных представителей);
- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
- интеграция воспитания и обучения детей с получением специализированной помощи в развитии речи;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
Порядок комплектования и организация деятельности логопедического пункта изложены в: